Connect with us

Hi, what are you looking for?

Экономика и политика

Москвичам показали состояние исторических зданий Петербурга на маркете доступного искусства

На мероприятии были представлены работы участников резиденции «Утрачено!? Санкт-Петербург».

Москвичам показали состояние исторических зданий Петербурга на маркете доступного искусства
Изображение взято с:

Artplay Media

Неравнодушные к историческому наследию художники представили свои работы на крупном мероприятии в Москве. В залах выставочного пространства Artplay состоялось крупное творческое мероприятие — маркет доступного искусства «Лампа». В конце апреля жители столицы смогли посетить различные мастер-классы и выставки. Также они увидели работы, созданные в рамках резиденции «Утрачено!? Санкт-Петербург».

Маркет доступного искусства в Москве собрал свыше ста участников. Среди них – иллюстраторы, керамисты, ювелиры, представители издательств и благотворительных организаций. На площадях выставочного пространства в том числе были представлены четыре выставки, включая работы резиденции «Утрачено!?»

Резиденция для иллюстраторов состоялась в Санкт-Петербурге осенью прошлого года. В рамках мероприятия художникам предлагалось исследовать город на Неве в поисках вдохновения. Восемь участников запечатлели в своих художественных работах архитектурные жемчужины, которым не хватает внимания со стороны чиновников. Это здания и места, которые значимы для культурного наследия, однако на сегодня находятся в плачевном состоянии. Так, сразу два художника обратились в своем творчестве к образу исторического рынка Апраксин двор.

Инга Христич, серия иллюстраций: «Апрашка»

«Я не хотела рисовать Апраксин двор, но он был настойчив и будил меня по утрам. На шестой день я решила все-таки нарисовать эти рыночные трущобы. Место малоприятное, но историческое. Здесь торгуют аж с XIII века, а сейчас “Апрашка” застыла в 1990-х. Говорят, что скоро будут перестраивать», – объясняет выбор тематики москвичка Инга Христич.

Мрачные оттенки, использованные в картинах, красноречиво отражают отношение автора к месту. Еще более гнетущее впечатление оставляет серия графических рисунков «Покровы. Инициация» Варвары Пражки. Художница нарисовала укрытые строительной сеткой корпуса на Апраксином дворе, сравнив их с покровами – от фаты невесты до погребального савана.

Апраксин двор действительно легендарное место. Это одновременно и «колыбель российской торговли», и «портал в 90-е». Огромный рынок, будто невесту, который год пытаются «сосватать» какому-нибудь видному инвестору. Не единожды власти заявляли, что бизнес поможет превратить обветшавшие постройки в современное общественное пространство. Реконструкция рынка в свою очередь позволит искоренить главный порок «Апрашки» – криминогенную обстановку. Но годы идут, и строительная сетка на корпусах все больше похожа на саван. Несмотря на наличие желающих вложиться, город не спешит переходить от слов к практике. Между тем состояние территории и корпусов на ней стремительно ухудшается.

Глеб Нестреляев, из серии работ «Градозащитники и застройщики»: 

При этом Апраксин двор – не единственное место с подобной историей. Более десяти лет город не может разобраться с реконструкцией Конюшенного ведомства. Здание, заложенное еще во времена Петра, доведено до аварийности бездействием. Оно расположено в так называемом «золотом треугольнике», но его нынешний вид не соответствует статусу. Градозащитники не единожды предостерегали, что промедление с ремонтом чревато утратой подобных построек. Но вместо мер по их сохранению городские комитеты занимаются выявлением исторических зданий, которые ценности не имеют, а потому, могут быть снесены.

«История Санкт-Петербурга знает множество примеров нелепого и незаконного сноса исторических зданий. Иногда активистам, вопреки обстоятельствам, удается отстаивать и защищать любимый город и его уникальную архитектуру. Эта серия посвящена вечному противостоянию градозащитников и застройщиков», – пишет иллюстратор Глеб Нестреляев.

Резиденция «Утрачено?!» была организована в 2022 году Международным независимым фестивалем книжной иллюстрации и визуальной литературы МОРС. В рамках мероприятия участники размышляли о значимости архитектурны для образа Санкт-Петербурга, а также осмысляли через искусство вопрос утраты исторического и культурного наследия.

Источник: https://berrywaterfestbookillustration.ru/utracheno